Синдром Аспергера, также известный как аутизм Аспергера, является неврологическим расстройством, которое входит в спектр аутизма. Он назван в честь австрийского педиатра Ханса Аспергера, который впервые описал его в 1944 году.
Люди с синдромом Аспергера обычно имеют нормальный или выше среднего интеллект, но испытывают социальные и коммуникативные трудности. Они могут иметь проблемы с установлением взаимодействия с другими людьми, пониманием невербального общения и эмоциональными нюансами.
Другие характеристики этого синдрома могут включать стереотипные и ограниченные интересы, повторяющееся поведение или ритуалы, возможные нарушения сенсорной обработки и трудности с адаптацией к изменениям.
Справочно. Важно отметить, что синдром Аспергера не является болезнью или дефектом, а просто другим способом функционирования мозга. Многие люди с этим синдромом проявляют таланты и способности в области математики, науки, искусства и музыки.
Синдром Аспергера не может быть полностью вылечен, но с поддержкой, образованием и системой поддержки люди с этим синдромом могут вести полноценную и успешную жизнь.
Что такое синдром Аспергера
Синдром Аспергера — это нарушение развития, которое относится к высокофункциональному аутизму и характеризуется сохранением относительно хорошей социализации.
Согласно современной психиатрической классификации, синдром Аспергера включен в группу аутистических расстройств, включая ранний детский аутизм, детское дезинтегративное расстройство, синдром Ретта и неспецифическое первазивное расстройство развития.
По данным исследователей из-за границы, признаки, соответствующие критериям синдрома Аспергера, наблюдаются у 0,36-0,71% школьников, при этом у 30-50% детей данное расстройство не диагностируется. Мужчины чаще страдают от синдрома Аспергера в два-три раза чаще (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще), чем женщины.
Синдром получил свое название в честь австрийского педиатра Ханса Аспергера, который наблюдал группу детей с похожими симптомами и охарактеризовал их как «аутистическую психопатию».
В 1981 году расстройство было официально названо «синдромом Аспергера» в психиатрии. Дети с этим синдромом имеют ограниченные навыки социального взаимодействия, проблемы в поведении и обучении, поэтому требуют особого внимания от педагогов, детских психологов и психиатров.
Справочно. Синдром Аспергера считают одним из “мягких” вариантов расстройства аутического спектра, но у него есть ряд симптомов, которые могут усложнять социальную адаптацию, общение, обучение.
Синдром Аспергера и аутизм
Синдром Аспергера относится к одному из пяти расстройств развития, входящих в аутистический спектр. Он считается похожим на высокофункциональный аутизм, так как их симптомы очень схожи. Однако, основные различия между синдромом Аспергера и аутизмом заключаются в речевом и когнитивном развитии.
В отличие от детей с аутизмом, дети с синдромом Аспергера не испытывают задержки в развитии речи. Кроме того, они обладают средним или выше среднего уровня интеллекта.
Справочно. Синдром Аспергера и аутизм имеют схожие особенности восприятия мира. Аспергеры, как нейротипические люди, могут считать, что обычные люди никогда не смогут увидеть мир их глазами.
В стрессовых ситуациях аспергеры, подобно аутистам, могут впадать в истерику, затворяются в себе, не реагируют на внешние воздействия и проводят длительное время в одной позе, монотонно качаясь или фиксируясь на одной точке.
Оба диагноза испытывают трудности в установлении контакта лицом к лицу и общении с другими людьми. Однако отличие состоит в сохранности интеллекта у аспергеров, которые иногда могут обладать даже сверхразвитым интеллектом.
Речь у аспергеров развивается в срок или даже раньше, в отличие от аутистов. Задержка речевого развития считается показательной для установления диагноза аутизма. Тем не менее, речь у людей с аспергеровским расстройством может иметь особенности в интонации, тональности, высоте и тембре.
Многие аспергеры обладают чрезмерной косноязычностью. Схожесть симптомов аутизма и синдрома Аспергера часто затрудняет постановку диагноза. Некоторые ученые считают, что нет необходимости различать эти два понятия.
Справочно. Расстройство Аспергера, по мнению некоторых исследователей, чаще диагностируется у мужчин. Однако это может быть связано с проблемами диагностики у женщин в силу сложностей с распознаванием.
Синдром Аспергера у женщин сложнее распознать, чем у мужчин. Это объясняется тем, что женщины лучше адаптируются к обществу и придерживаются социальных норм.
Они больше склонны к ролевым играм в детстве и более успешны в усвоении правил поведения. Речь у женщин аспергеров не столь выражена, как у мужчин, и не насыщена специальными терминами, сложными выражениями и сложной структурой.
Синдром Аспергера причины
Причины синдрома Аспергера до конца не известны, но считается, что главной причиной его развития является генетическая предрасположенность. Наследственность играет важную роль, и дети, имеющие близких родственников с аутизмом или синдромом Аспергера, имеют более высокий риск развития этого расстройства.
Помимо генетических факторов, также предполагается, что влияние на формирование синдрома Аспергера оказывают некоторые окружающие факторы, хотя механизмы взаимодействия этих факторов с генетикой остаются неясными. Некоторые исследования свидетельствуют о возможной роли развития мозга и необычных соединений между нейронами в появлении синдрома Аспергера.
Также считается, что внутриутробные факторы, такие как инфекции, токсические вещества или проблемы во время беременности, могут влиять на развитие синдрома Аспергера. Одной из рабочих гипотез является возможность аутоиммунной реакции материнского организма, которая может привести к повреждению мозга плода.
Также исследуется возможная связь между аутистическими расстройствами, включая синдром Аспергера, и другими состояниями, такими как недоношенность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Возможными факторами риска развития синдрома Аспергера считаются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в ранние стадии беременности, а также внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции, такие как краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и другие.
Справочно. Важно отметить, что синдром Аспергера не вызывается никакими воспитательными методами или внешними воздействиями. Это нейрологическое расстройство, которое возникает из-за сложной взаимосвязи генетических и окружающих факторов.
Синдром Аспергера у детей
Синдром Аспергера у детей симптомы
Симптомы синдрома Аспергера могут проявляться в детском возрасте и обычно сохраняются в течение всей жизни. Однако, степень и выраженность симптомов может варьировать у каждого ребенка.
Вот некоторые типичные симптомы синдрома Аспергера у детей:
-
Социальные трудности: дети аспергеры часто испытывают трудности в установлении и поддержании социальных взаимодействий. Они могут иметь проблемы с пониманием неизреченных правил социального поведения, сложностями в эмпатии и распознавании чужих эмоций.
-
Ограниченные и повторяющиеся интересы: дети с синдромом Аспергера обычно проявляют узкие, интенсивные интересы в определенных предметных областях. Они могут увлекаться специфическими и необычными темами, собирать информацию и подробно изучать их.
-
Ритуалы и повторяющееся поведение: эти дети могут проявлять повторяющиеся шаблонные движения или речь, следовать строгой рутины и сопротивляться изменениям в распорядке дня.
-
Проблемы с коммуникацией: дети аспергеры могут иметь трудности с невербальной коммуникацией, такой как жесты, мимика и глазной контакт. Они могут использовать формальную или монотонную речь и иметь сложности в изменении тонов или интонации.
-
Чувствительность к сенсорному восприятию: многие дети с СА могут испытывать повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету, запахам или осязанию. Они могут иметь проблемы с физическим контактом или сенсорным перегрузом.
-
Высокий уровень интеллекта: они часто обладают нормальным или высоким уровнем интеллекта и могут проявлять особые способности в определенных областях, таких как математика, наука или искусство.
Социальные трудности
Синдром Аспергера является сложным общим расстройством, которое затрагивает все аспекты личности ребенка. Он проявляется трудностями в социализации, узконаправленными, но интенсивными интересами, а также особенностями речи и поведения.
Справочно. Дети с синдромом Аспергера обладают средним (а иногда и выше среднего) уровнем интеллекта и определенными лексикографическими навыками.
Характерные признаки синдрома Аспергера обычно начинают проявляться в возрасте 2-3 лет и могут иметь различную степень выраженности.
В раннем детстве синдром может проявляться повышенным спокойствием или, наоборот, раздражительностью, подвижностью и проблемами со сном (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.).
Дети аспергеры также часто имеют проблемы с общением и адаптацией в детском саду. Они трудно расстаются с родителями, не играют с другими детьми и предпочитают быть в одиночестве.
Такие трудности в адаптации делают детей с синдромом Аспергера более уязвимыми перед инфекциями, что еще больше затрудняет их социальное взаимодействие со сверстниками. При приходе в школу признаки синдрома становятся ярко выраженными.
Расстройство социального поведения у детей аспергеров проявляется в недостаточной эмпатии к эмоциям и чувствам других людей, ограниченной способности выражать свои собственные эмоции.
Справочно. Поэтому у детей с этим синдромом может наблюдаться эгоцентризм, непроницаемость, эмоциональная холодность, неудачное поведение. Они могут испытывать дискомфорт от физического контакта с другими людьми и часто не смотрят собеседнику в глаза или делают это необычным способом.
Для детей с синдромом Аспергера наибольшие трудности возникают при общении со сверстниками, и они предпочитают общаться с взрослыми или младшими детьми. Во время совместных игр или решения задач такой ребенок стремится наложить свои правила, не готов прийти на компромисс и не способен работать в команде или принять идеи других.
В результате, дети избегают общения с ним, что еще больше усиливает социальную изоляцию детей с СА.
Внимание. Подростки с этим синдромом тяжело переносят свое одиночество и могут страдать от депрессии, иметь склонность к наркотическим и алкогольным зависимостям, или даже иметь мысли о суициде.
Особенности интеллекта
Интеллектуальные способности у детей с синдромом Аспергера могут соответствовать или превышать стандарты их возраста. Однако, посредством обучения, можно обнаружить недостаточное развитие абстрактного мышления и способности к осмыслению информации, а также ограниченные навыки в самостоятельном решении задач.
В то же время, у таких детей зачастую отмечаются удивительная память и широкие познания, но они иногда затрудняются применять свои знания в практических ситуациях. Тем не менее, дети с синдромом Аспергера часто проявляют успехи в областях, которые вызывают их интерес: это может быть история, философия, география, математика или программирование.
Справочно. Хобби и интересы детей с синдромом Аспергера могут быть ограниченными, но они увлечены ими с огромной страстью и преданностью. Они склонны уделять чрезмерное внимание деталям, фокусируются на мелочах, «зацикливаются» на своих увлечениях и всегда находятся в своем собственном мире мыслей и фантазий.
Особенности вербальной коммуникации
У детей с синдромом Аспергера наблюдается отсутствие задержки в развитии речи, и к моменту 5-6 лет их развитие речи значительно опережает развитие у сверстников. Речь у детей с Аспергером обычно грамматически корректна, но может отличаться медленным или быстрым темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса.
Справочно. Речь детей аспергеров может быть слишком академичной и формальной, что порой приводит к прозвищу «маленький профессор».
Дети с синдромом Аспергера могут длительно и подробно говорить о своих увлечениях, не обращая внимания на реакцию собеседника. Они обычно не контролируют начало разговора или поддержание общения, выходящего за рамки их интересов.
В результате, несмотря на свои высокие языковые навыки, они испытывают трудности в использовании языка в коммуникации.
У детей с Аспергером также часто наблюдается семантическая дислексия — они могут читать, но чисто механически, без полного понимания прочитанного. Тем не менее, у них может быть развит навык письменной выразительности своих мыслей.
Особенности сенсорной и моторной сферы
У детей с синдромом Аспергера часто проявляется расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной чувствительности к различным визуальным, звуковым и тактильным стимулам (яркий свет, звуки капающей воды, шум на улице, прикосновения).
Уже с малых лет дети с Аспергером проявляют педантичность и стереотипность в поведении. Они придерживаются установленных ритуалов и любые изменения или нарушения порядка вызывают у них смущение, тревогу и беспокойство. Очень часто у детей с Аспергером есть строгие предпочтения в еде, и они категорически отказываются от пробования новых блюд.
Справочно. Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (страх дождя, ветра), которые отличаются от страхов, типичных для детей их возраста. Вместе с тем, они могут не проявлять достаточное чувство самосохранения и осторожности в опасных ситуациях.
Обычно дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с моторными навыками и координацией движений. Они могут отставать от своих сверстников в умении застегивать пуговицы или завязывать шнурки, а их почерк в школе может быть неаккуратным и неуверенным, из-за чего они получают постоянные замечания.
Синдром Аспергера у взрослых
Синдром Аспергера у взрослых симптомы
Синдром Аспергера у взрослых проявляется симптомами, которые могут включать:
-
Узкий кругозор и фиксированность на конкретных интересах: Взрослые с Аспергером могут иметь ограниченный набор интересов и увлечений. Они могут страстно увлекаться определенными темами, как, например, история, наука, техника или спорт.
-
Затруднения в коммуникации: Взрослые с СА могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных взаимодействий. Они могут проявлять неуклюжесть в общении, ограниченный набор невербальных навыков и трудность в распознавании намеков, нюансов и подтекстов при разговоре.
-
Социальная изолированность: Взрослые с СА могут испытывать трудности в установлении и поддержании длительных и близких отношений. Они часто предпочитают самостоятельные занятия и могут испытывать большую комфортность в одиночестве.
-
Ригидность и строгое следование рутинам: Взрослые с Аспергером могут придерживаться строгих рутин и не любить изменения. Они могут испытывать тревогу и дискомфорт при изменениях в повседневной жизни или изменении привычного порядка действий.
-
Чувствительность к стимуляции: Взрослые с СА могут быть чувствительными к чувственным стимулам, таким как звуки, свет или текстура одежды. Они могут испытывать.
Синдром Аспергера у взрослых женщин
У взрослых женщин аспергеров могут быть некоторые специфические особенности, а также различия в сравнении с мужчинами.
Вот некоторые из них:
-
Социальные трудности: Взрослые женщины с СА могут испытывать проблемы в установлении и поддержании социальных отношений. Они могут стремиться к изоляции или иметь трудности в понимании неявных социальных сигналов.
-
Интересы и хобби: Женщины с СА могут иметь особые проявления интересов и хобби. Они могут сосредоточиться на узкой области знаний и увлечений, и быть очень вовлечены в свои увлечения.
-
Эмоциональная сфера: Некоторые женщины с СА могут испытывать эмоциональные трудности. Они могут иметь проблемы с распознаванием и выражением своих эмоций, а также пониманием эмоций других людей.
-
Коммуникация: Женщины с синдромом могут иметь затруднения в коммуникации. Они могут иметь особый стиль речи, который может быть монотонным или сосредоточенным на деталях.
-
Сенсорные проблемы: Некоторые женщины аспергеры могут испытывать чувствительность к звукам, свету или другим сенсорным стимулам.
Важно отметить, что синдром Аспергера является спектрум-расстройством, и каждый человек может иметь различные проявления и уровень функционирования.
Синдром Аспергера у взрослых мужчин
Есть некоторые отличия, которые можно заметить у мужчин с этим расстройством:
-
Специализированные интересы: Мужчины с аспергеры могут проявлять чрезмерный интерес к определенным темам или занятиям, включая технику, науку или математику. Они могут глубоко погружаться в эти области и иметь широкий объем знаний.
-
Проблемы с социальной коммуникацией: Мужчины с СА могут испытывать затруднения в установлении и поддержании социальных отношений. Им может быть сложно распознавать невербальные сигналы, такие как жесты, мимика или тон голоса. Они могут иметь тенденцию к прямоте или неуместности в своих высказываниях.
-
Ригидность в мышлении и поведении: Мужчины с синдромом могут проявлять ригидность в своих мыслях и поведении. Они могут придерживаться определенных рутин и режимов, и испытывать трудности в приспособлении к новым ситуациям или изменениям в жизни.
-
Ограниченность воображения и игре: Мужчины с СА могут испытывать ограничения воображения и игре. Они могут иметь слабую способность к фантазии, ролевым играм или импровизации.
-
Чувствительность к сенсорным стимулам: Некоторые мужчины аспергеры могут быть гиперчувствительными к звукам, свету или другим сенсорным стимулам. Это может вызывать дискомфорт или стресс.
Важно помнить, что каждый человек с синдромом Аспергера уникален, и его проявления могут различаться.
Диагностика синдрома Аспергера
Диагностика синдрома Аспергера включает оценку различных факторов, таких как медицинская и история развития, наблюдение поведения, анкетирование и ряд психологических тестов.
Процесс диагностики обычно включает следующие шаги:
-
Сбор медицинской и развивающейся истории: Врач проведет интервью с пациентом или его ближайшими родственниками, чтобы получить информацию об истории развития, проблемах и особых особенностях, которые могут указывать на наличие синдрома Аспергера.
-
Наблюдение поведения: Врач или психолог могут провести специальные наблюдения и оценку, чтобы изучить поведенческие особенности пациента. Это может включать наблюдение в разных ситуациях и взаимодействии с другими людьми.
-
Психологические тесты: Существуют различные психологические тесты, которые могут помочь в процессе диагностики синдрома Аспергера. Эти тесты включают анкеты и вопросники, которые могут помочь в определении типичных симптомов и особенностей.
-
Консультация специалиста: Для более точного и надежного диагноза возможно понадобится консультация квалифицированного специалиста-психиатра или психолога, специализирующегося на аутизме или аутистическом спектре. Это поможет подтвердить или исключить наличие синдрома Аспергера.
Важно отметить, что диагностика синдрома Аспергера требует профессиональной оценки, потому что симптомы могут быть сходными с другими психическими или развивающимися расстройствами. Поэтому рекомендуется обратиться к специалисту, чтобы получить более точный диагноз и рекомендации относительно подходящего лечения и поддержки.
Тест на синдром Аспергера у взрослых
Психологические тесты являются одним из основных инструментов при диагностике синдрома. Тестов много. Они частично повторяются, но у всех смысл один — с помощью опросника понять состояние испытуемого.
Как пример, тест, созданный психологом Саймоном Барон-Коганом и его коллегами из Кембриджского центра по изучению аутизма.
Он состоит из 50 вопросов, на каждый из которых возможны четыре варианта ответа — полностью согласен (3 балла), скорее согласен (2 балла), скорее не согласен (1 балл) и полностью не согласен (0 баллов).
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма. Если испытуемый набрал более 26 баллов — это повод насторожиться. При результате свыше 32 баллов стоит обратиться к врачу.
Вот пример типовых ответов на вопросы:
- Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно.
- Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова.
- Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ.
Коэффициент аутистического спектра
Еще одним примером тестовой оценки испытуемого является шкала Коэффициент аутистического спектра (Autism Spectrum Quotient, AQ).
Этв шкала представляет собой опросник для определения признаков аутизма или синдрома Аспергера у взрослых, разработанный в Кембриджском Центре исследования аутизма.
На 50 вопросов отводится 6 минут. Это коэффициент аутистического спектра, AQ.
Имеется также сокращенная версия AQ-10.
Необходимо ответить на 10 вопросов за 1 минуту
Справочно. Однако, по мнению врачей психотерапевтов (например, Юрий Вяльба — руководитель лечебно-реабилитационного центра «Возрождение”) все разработанные тесты являются лишь вспомогательным инструментом. Диагноз должен ставиться клинически группой специалистов (психиатр, психолог, педиатр, педагог, логопед).
Что такое стимминг
В контексте диагностики синдрома Аспергера, стимминг может относиться к поведенческому явлению, наблюдаемому у некоторых людей с данным синдромом.
У людей с синдромом Аспергера наблюдаются повторяющиеся движения или жесты, которые они часто проявляют в стрессовых ситуациях или для самостимуляции. Эти повторяющиеся движения называются стиммингом.
Стимминг может выражаться в форме размахивания руками, покачивания телом, повторения слов или звуков, увлечения частым движениями пальцами или другими ритмическими движениями. Это явление может помочь людям с синдромом Аспергера справиться со стрессом, недостатком концентрации или сенсорными перегрузками.
Важно отметить, что стимминг это привычка, характерная для некоторых людей с синдромом Аспергера, и не является свидетельством их неправильного поведения или отклонения.
Внимание. Родителям следует понимать, что важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг. Таким образом ребенок просто непроизвольно снимает напряжение.
Синдром Аспергера лечение
Пока что нет известного способа полностью излечить синдром Аспергера, однако существуют методы терапии, которые могут помочь облегчить симптомы и упростить адаптацию в обществе.
Решающую роль играет поддержка со стороны психиатра и психолога, обучение социальным навыкам и развитие навыков общения. В случае наличия дополнительных нарушений, врач может решить назначить прием лекарств, таких как антипсихотические, противотревожные, седативные или снотворные препараты.
Справочно. Однако, лекарственная терапия не является основным методом лечения данного расстройства, а лишь дополняет психосоциальную поддержку.
Вот какие меры могут помочь взрослым аспергерам:
-
Информация. Важно принять свой диагноз, узнать как можно больше о нем, понять, как он влияет на жизнь и в каких ситуациях проявляется.
-
Самостоятельность. Важно развивать навыки самостоятельной жизни постепенно, используя свою способность к планированию и контролю.
-
Обучение. Изучение социальных норм, тренировка коммуникативных и социальных навыков помогут постепенно освоить общение.
-
Предупреждение. Планирование можно использовать для избегания ситуаций, которые вызывают дискомфорт (например, шумные места или большое количество людей).
-
Профориентация. Узкие интересы могут быть превращены в профессиональную сферу деятельности. Сильная фокусировка на узких интересах, стремление следовать правилам и инструкциям могут сыграть важную роль в достижении успеха на профессиональном поприще.
При диагнозе синдрома Аспергера в детстве, значительное значение имеет поддержка со стороны родителей и социальная адаптация.
Для помощи ребенку с этим расстройством необходимо:
-
Создать спокойную и доброжелательную атмосферу в семье. Родителям особенно важно заботиться о своих эмоциях, так как они влияют на ребенка. Раздражительность, напряжение и усталость могут усугубить его тревожность и сенсорную чувствительность.
-
Позволить ребенку оставаться самим собой. Слишком защищающее отношение не позволит раскрыться потенциалу ребенка.
Важно предоставить ему возможность развивать навыки самообслуживания и самостоятельности через постепенное обучение. Этот процесс можно планировать совместно с врачом или педагогом.
-
Развивать сильные стороны. Ребенок может проявлять особую заинтересованность в определенных занятиях, например, в постоянном рисовании или изучении определенной темы.
Важно поддерживать и уважать такие интересы, развивая их. Кто знает, возможно, одно из них станет основой его будущей профессии.
-
Создавать комфортные условия для социализации. Социализация не должна быть насильственной. Важно, чтобы ребенок учился общаться в том ритме, который ему подходит.
При этом важно, чтобы родители поддерживали его и объясняли ему правила поведения в коллективе, общения с другими детьми, диалога и поддержания дружеских отношений. Детям с синдромом Аспергера сложно адаптироваться в детском коллективе, поэтому поддержка родителей особенно важна для них.
-
Учитывать сенсорные особенности. Любые звуки, цвета или источники света могут быть для ребенка с синдромом Аспергера слишком громкими и яркими, а тактильные ощущения — раздражающими.
Родители должны изучить, какие сенсорные особенности присутствуют у их ребенка и, по возможности, ограничить воздействие факторов, которые ему мешают, чтобы облегчить его состояние.
-
Особое внимание следует уделить развитию сильных сторон личности при синдроме Аспергера.
Родителям на заметку. нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него происходит срыв, важно защитить его от провоцирующих факторов.
Необходимо обнаружить способы помощи в случае срыва, например, глубокое дыхание или простой отдых в спокойном и безопасном пространстве часто могут быть полезны. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не мешайте ему этого делать.